Но торжественное перенесение останков братьев в каменную церковь, начатую строительством в Вышгороде Святославом, не привело к созданию единого культа. В «Поучении» Мономаха «святой Борис» упоминается без имени его мученика-брата. Инициатива нового перенесения захоронения в 1115 г. принадлежала Олегу Святославичу, который построил в Вышгороде новую церковь.
Перезахоронение на сей раз вызвало спор между Олегом и Владимиром о месте его внутри церкви. Олег ссылался на прежний завет Святослава разместить раки в приделе, а Владимир приготовил специальный «серебряный терем» для размещения его в центре церкви. По рекомендации митрополита и епископов спор разрешили жребием (жребий достался Олегу).
Примечательно, что и в 1072 и 1115 гг. перенесение осуществлялось 2 мая, в день, не связанный с памятью ни одного из погибших братьев. Многие русские христианские праздники как бы наслаиваются на старые, языческие. Очевидно, был выбран именно такой весенний праздник. И не случайно, что перенесение произошло при огромном стечении народа. Соперничество же Переяславля и Чернигова в прославлении братьев (и вместе, и по отдельности) будет продолжаться и позднее.
Главный сюжет «Поучения» Мономаха — круг обязанностей князя. Византийская литература много веков развивала эту тему, причем обычно подчеркивались права властителя, императора, который лишь внешне походит на обычного человека, но наделен Господом особым достоинством.
Весьма популярен, в частности, был Агапет, наставлявший в этом направлении Юстиниана в VI в. И Владимир Мономах, естественно, уверен, что власть от Бога. Но он не может вкладывать в этот тезис такой смысл, который веками воспитывался и у императоров, и у всего византийского населения.
Для Мономаха власть — это именно круг обязанностей. Князь обязан быть во всем примером — ив походах, и в мирском устроении, и в почитании святынь. Он сомневается, что столь жесткие требования будут приняты его сыновьями, а потому оговаривается: пусть примут хотя бы половину.
В то же время ему подобные требования не представляются чрезмерными. Призывая к «добрым делам» — покаянию, слезам и милостыне, он поясняет: «Бога ради, не ленитесь, не забывайте этих трех дел: это не затворничество, не монашество, не голодание, которые иные добродетельно претерпевают, не малыми делами можно добиться милости Божией».
|
Владимир Мономах ч. 9
; Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4
Культ Бориса и Глеба, помимо косвенной антивизантийской направленности, играл, и внутреннюю роль как фактор, укрепляющий триумвират Ярославичей. Дело в том, что Борис погиб на реке Альте близ Переяславля, т.е. во владениях,
позднее полученных Всеволодом, а Глеб княжил в Муроме, вошедшим в, удел Святослава.
|
|
|
|
|