Ч. 2 - Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси - Каталог статей - История Киевской Руси в лицах и биографиях
Понедельник, 25.04.2016, 07:25
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси

Ч. 2
Именно в тот период с трудностями и мучительными перерывами предпри­нимались военные, экономические, политические усилия русского правитель­ства. В этом же направлении шли идеологические искания, в результате которых и возникли новые концепции о месте России среди других стран мира, кон­цепции русской государственности и русского церковного приоритета, созданные в XV—XVI вв.
В научной литературе уже отмечалось, что в борьбе за утверждение своих политических претензий русская государственная и общественная мысль обра­тилась к уже испытанному в других странах средству — созданию концепций, во-первых, органической связи России с великими мировыми державами, во-вторых, преемственности власти из политического центра, правоспособного при­давать другим преимущество прежде всего высшей, царской власти.
Таким центром, согласно средневековым провиденциалистским взглядам на роль раз­личных народов в истории от «сотворения мира» до «конца света», был Рим. В основе этих взглядов лежала идея о нескончаемости существования римской державы вплоть до завершения земной истории. «Рим — весь мир»,— напоми­нает слова апостола Павла старец Елеазариева монастыря (первая треть XVI в.) Филофей (или Псевдофилофей) в своем послании дьяку Мисюрю Мунехину.
Эта идея «длящегося Рима» придавала особый авторитет государству. И не случайно стремление утвердить политико-генетическую связь собственной государственности с наследием римской империи пронизывает политическую и историческую мысль многих народов Европы.
Россия не была в этом смысле исключением. В XV—XVI вв. здесь оформились концепции связи русской государственности с «мировыми державами» и «Моск­ва — третий Рим». И та, и другая появились не вдруг.
Можно с полным основанием сказать, что их развитие, обретение ими идео­логической четкости происходило по мере социально-экономического, политиче­ского, культурного развития Московского государства. Их истоки восходят еще к XIII—XIV вв., к Владимиро-Суздальской и Тверской Руси, к начальной Мос­ковской Руси, когда впервые обозначились тенденции к единению русских зе­мель, собиранию их сил в борьбе с ордынским игом.
Тогда же возникли зачатки этих идей, неразрывно связанных с понятием «киевского наследия». Идея о еди­нении Русской земли, сыгравшая большую роль в создании будущего единого государства, отразилась в памятниках литературы XIII—XIV вв. Эти воззрения восходили ко времени расцвета Киевской Руси, когда такое единство существо­вало.
Представление о нем выводилось, таким образом, из осмысления русского исторического процесса, из принципа его преемственности, оно давало основу для претензий московских великих князей на политическую власть над всеми русскими землями. Позже, уже после падения Константинополя, в умах рус­ских средневековых идеологов зародились новые импульсы.
Категория: Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси | Добавил: defaultNick (26.02.2012)
Просмотров: 792 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016
Сделать бесплатный сайт с uCoz