Ч. 3 - Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси - Каталог статей - История Киевской Руси в лицах и биографиях
Понедельник, 25.04.2016, 07:41
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси

Ч. 3
Они стали прово­дить мысль о том, что именно на Руси утвердилось, восторжествовало «великое православное христианство». Одни связывали эту богоизбранность с именем московского князя Василия II, другие — с именем тверского князя Бориса Алек­сандровича, соперничавших в борьбе за объединение русских земель. Эта же идея содержится в послании московского митрополита Ионы к литовским епи­скопам (1460 г.): «Мы сподобихомся от Бога приати правление святыа си церкви в рустей земли въсиавшего благочестиа». Здесь государственный приоритет сливается с церковным.
Немного позднее другой автор, обращаясь к той же идее, характеризует Ва­силия II как «споспешника благочестию истиннаго православия», как «боговен-чанного православия царя всея Руси» 6. Еще несколько лет спустя, в «Предисло­вии к Пасхалии на восьмую тысячу лет», адресуясь уже к Ивану III, митрополит Зосима определяет его как преемника Владимира I — крестителя Руси, назы­вает его «государем» и «самодержавием всея Руси», новым царем Константи­ном, «в православии просиявшего». Здесь уже впервые мы слышим сравнение российского монарха с римским императором, видим зарождение идеи «Моск­ва — третий Рим».
В.Малинин обратил внимание исследователей на то, что идея извечности Рима, ее трансформация в иных царствах была свойственна не только России.
Раньше и более четко она проявилась в Западной Европе, Византии. В X в. мо­нах Адсо, используя факт принятия франкскими королями титула римских импе­раторов, высказал мысль о преемстве Франкским государством римской идеи власти. Видный идеолог, писатель и государственный деятель Византии патри­арх Фотий обосновывал идею Константинополя — нового Рима. Идея «вечного Рима» и рассуждения о возможности ее перенесения на иную государственную почву присутствуют в ряде произведений византийских авторов, известных на Руси и подготовивших теорию «Москва — третий Рим».
В XVI в. обе концепции получили законченное развитие в условиях укреп­ления Русского единого государства.
В XVI в. идея связи русской государственности с «мировыми державами» нашла отражение в утверждении легенды о происхождении русских государей от императора Августа через Пруса и Рюрика и о переходе на Русь византий­ских инсигний — даров Мономаху. Русь тем самым оказывалась связанной с Римом, а русские монахи — с династией римских императоров.
Итак, власть русских великих князей выводилась из древнего и известного политического центра, была «повынесена» из Рима, что должно было придать ей особый блеск, особый престиж, поставить вровень с другими династиями, также «повынесенными» из Рима. Подобного рода идеи не были оригинальными — они харак­терны для стран средневековой Европы.
Категория: Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси | Добавил: defaultNick (26.02.2012)
Просмотров: 727 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016
Сделать бесплатный сайт с uCoz