Ч. 4 - Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси - Каталог статей - История Киевской Руси в лицах и биографиях
Понедельник, 25.04.2016, 07:41
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси

Ч. 4
От Августа выводилась ветвь визан­тийских императоров, болгарских царей, сербских великих жупанов и т. д.. «Послание Спиридона-Саввы», «Сказание о князьях владимирских», затем русские летописные своды XVI в., Степенная книга, документы посольских сношений проводили эту идею в России: «Не худа же рода бяху и не незнаема,— говорила о русской правящей династии Степенная книга,— но паче преименита и славна Римского кесаря Августа, обладающаго всею вселенною».
Одновременно формировалась и идея «Москва — третий Рим», уходящая своими корнями в идею преданности Руси истинному христианству еще во вре­мена Владимира I, который порвал с язычеством и просветил Русскую землю. Думается, не совсем был прав А. Л. Гольдберг в трактовке этой концепции.
Применительно к киевскому времени он ограничил ее лишь религиозными моти­вами, посчитав, что Русь объявлялась «избранной страной», как и другие хри­стианские страны, приравнивалась к ним. Об ошибочности такого ограниче­ния мы еще скажем. Что касается XVI в., то и для этого времени он отметил в первую очередь религиозные моменты.
Русское государство теперь уже не только приравнивалось к другим христианским державам, но и противопостав­лялось павшей Византии, а московская митрополия — константинопольскому патриарху, утратившему после падения Константинополя свои иерархические права.
Акценты в трактовке концепции «Москва — третий Рим» без какого-либо отрицания чисто церковного престижа ее содержания должны быть сме­щены, на мой взгляд, в сторону политическую; религиозные аспекты играли здесь сугубо вспомогательную роль. Полагаю, что они являлись фоном для ут­верждения политического значения Русского государства.
В этом смысле концепция «Москва — третий Рим» стала лишь модифициро­ванным проявлением идеи «вечного Рима» в образе Московского государства; правда, она была дополнительно подкреплена мыслью об отрицании приорите­та Византии, которая сама в былые времена претендовала на роль «второго Рима», но, погрязшая в грехах Флорентийской унии, она получила по делам своим от бога и потому рухнула.
Действительно, в наиболее ярко выразивших эту концепцию посланиях стар­ца Филофея акцент делается на политическую сторону. Послания великим князьям Василию III и Ивану IV Васильевичу, дьяку Мисюрю Мунехину — идеологические произведения, направленные светским адресатам.
Неслучайно Филофей обращается к русским властелинам, чьи политические претензии на­меревается подкрепить. Он пишет Василию III о том, что святая соборная апо­стольская церковь «светится» в «третьем Риме» — «дръжавного твоего царст­ва». Он говорит о прародителях Василия III — Владимире и о «великом и бого­избранном» Ярославе, которых сравнивает с великим князем Константином, другими древними православными царями.
Категория: Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси | Добавил: defaultNick (26.02.2012)
Просмотров: 737 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016
Сделать бесплатный сайт с uCoz