Ч. 5 - Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси - Каталог статей - История Киевской Руси в лицах и биографиях
Понедельник, 25.04.2016, 07:32
Приветствую Вас Гость | RSS
История Киевской Руси
в лицах и биографиях


Меню сайта
Поиск
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси

Ч. 5
Но император Константин, достиг­ший по общему признанию церковных адептов, вершины древнего царственно­го величия, назван здесь первым. «Их же корень дойде и до тебя государя»,— резюмирует Филофей, повторяя по существу идею о преемственности русской правящей династии от римских императоров, о преемстве царств. «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В послании дьяку Мунехину Филофей говорит о том, что «все христианские царства придоша в конец и сни-дошася во едино царство нашего государя».
Другой автор XVI в., Василий, творивший позже Филофея и написавший жития нескольких северных русских святых, в житии Саввы Крыпецкого также обращается к идее «Москва — наследница Рима». Русская столица, по его мне­нию, является «вторым Римом», в то время как претендовавший на это высокое звание Константинополь «испроказися Махметовою прелестию от безбожныхъ Турок ...».
Таким образом, и у Филофея, и у Василия носителем былого величия вели­кого царства Рима является Русское  государство.
Я уже приводил данные о том, что концепции о связи Руси с «мировыми державами» и «Москва — третий Рим», которые отлились в чеканные и образ­ные идеологические формулировки, пробивались в XVI век из XV, XIV и даже из XIII в., упоминался при этом, как отмечал А. Л. Гольдберг в своих работах, и первый киевский митрополит из русских Иларион, но лишь сквозь призму цер-ковно-идеологическую.
Между тем идея «киевского наследия» неслучайно проникла в формирую­щиеся идеологические концепции Русского централизованного государства, неслучайно и в посланиях Филофея проведена прямая линия от римского импе­ратора Константина через Владимира I и Ярослава Мудрого к Василию III и Ивану IV: Киевская Русь оставила такое идеологическое наследие, которое непосредственно связано с формированием и идеи о преемственности царств, и идеи «Москва — третий Рим».
Думается, что книжники XV—XVI вв., упоминая о римском императоре Кон­стантине, обращая свои взоры помимо Византии и к Риму, знали об этой части киевского наследия.
И первым, кто дает в этом направлении богатую пищу для размышлений, был, конечно, Иларион, священник церкви Святых апостолов в великокняже­ском селе Берестове, близ Киева, бывший, согласно древнему источнику, «мужъ благъ, и книженъ, и постникъ». Он был поставлен Ярославом Мудрым в 1051 г. на митрополичий стол.
Именно Илариону принадлежит ряд произведений, написанных в 40—50-е гг. Первое место среди них, конечно, занимает блестящий памятник идеологии и культуры XI в. «Слово о законе и благодати». В этом произведении Иларион излагает по существу государственно-идеологическую концепцию Древней Руси, концепцию, которая, как мы увидим ниже, повлияла на формирование миро­воззрения других русских авторов XI в. Совокупно они дали идеологическое обоснование места Руси в мировой истории, определили роль киевской велико­княжеской власти в системе мировой государственности, ее значение для рус­ских земель, а также подчеркнули значение русской церкви.
Категория: Политическое наследие Рима в идеологии Древней Руси | Добавил: defaultNick (26.02.2012)
Просмотров: 778 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016
Сделать бесплатный сайт с uCoz